Михайловский замок

No Comment

Михайловский замок — одно из самых таинственных сооружений Петербурга. Царский дворец, построенный в стиле средневекового замка, со всех сторон окруженный водами Мойки, Фонтанки и двух специально прорытых каналов, соединялся с «внешним» миром при помощи цепного моста, поднимавшегося на ночь.

  • За видом с открытки. Михайловский замок в Санкт-Петербурге
  • За видом с открытки. Михайловский замок в Санкт-Петербурге
  • За видом с открытки. Михайловский замок в Санкт-Петербурге
  • За видом с открытки. Михайловский замок в Санкт-Петербурге

Потайные ходы внутри замка, вооруженная охрана, круглосуточно дежурившая у входа в мрачный колодец двора, призваны были обеспечить безопасность хозяина — Павла I. Здание отражало суеверно-мистические настроения императора и его панический страх возможных покушений. Этот страх имел под собой основания.

Наследовавший Екатерине II, ее сын Павел вступил на престол 6 ноября 1796 года в возрасте 42 лет, пережив много тяжелых минут своей жизни, испортив характер под влиянием враждебных отношений с матерью, которая видела в Павле претендента на власть, перешедшую к ней в результате дворцового переворота. Екатерина держала сына вдали от двора и политики, не допускала к командованию войсками. Павел был в открытой опале при дворе, подвергался унижениям и оскорблениям со стороны придворных матери. При таких условиях вступая во власть, Павел обнаружил явную вражду к порядкам, влиятельным людям и всей системе управления, действовавшим во время царствования Екатерины. Он осуждал и искоренял старое, новое же насаждал с излишней строгостью, непоследовательностью и сумасбродностью. Многие его распоряжения отличались откровенной нелепостью. Всем обывателям было предписано носить косичку, бакенбарды запрещались; столь же строго были запрещены жилеты (от них, по мнению Павла, произошла Французская революция), завязки на башмаках (только пряжки), круглые шляпы, длинные панталоны, синие юбки с белыми блузами… Неподготовленность к делам, соединяясь с неровностью характера императора, придавала всем его мерам колорит чего-то случайного, болезненного и капризного. Это распространялось на все сферы: армию, сословную политику, внешнюю политику. При Павле дворяне и горожане снова подвергались телесным наказаниям, арест офицеров, ранее применявшийся лишь в крайних случаях, стал обычным делом. Отправляясь на строевые занятия и тем более на парады, офицеры запасались деньгами и бельем на случай ареста. Гауптвахты были переполнены, отставки исчислялись десятками даже среди высших чинов. За один только день 7 марта 1800 года в отставку были отправлены один полный генерал, восемь генерал-лейтенантов, двадцать два генерал-майора; 8 марта та же картина… Вспыльчивость императора обратилась в припадки жестокости, свои случайные настроения Павел переносил в законодательство и политику. Н. М. Карамзин писал, что император Павел «господствовал всеобщим ужасом, не следуя никаким уставам, кроме своей прихоти».

1 февраля 1801 года Павел въезжает в свою новую резиденцию — Михайловский замок, названный в честь архистратига (ангела высшего чина) Михаила, первым поразившего восставшего против Бога сатану. Существует версия, что первые наброски фасадов замка (все пять фасадов различны) сделал сам Павел, однако автором здания все же является зодчий В. И. Баженов. Строительство дворца велось в великой спешке и, как всегда бывает в России, в условиях нехватки рабочей силы и строительных материалов. Рвы под фундаменты рыли осенью, а кладку стен начали зимой. Выламывали драгоценный паркет из залов Таврического дворца, для отделки здания использовали мрамор, предназначенный для облицовки верхнего яруса недостроенного Исаакиевского собора. Когда замок освятили, он был еще не готов, спешно пытались закончить внутреннее убранство и изгнать из здания чудовищную сырость. Император прожил в замке менее 40 дней и был убит в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. Заговор, участники которого руководствовались и чувством личной ненависти, и общим желанием избавить страну от тирана, а императорскую семью от болезненной жестокости невменяемого отца и мужа, был возглавлен петербургским военным губернатором графом Паленом. Заговорщики сменили верные Павлу караулы, около50 человек проникли в замок. До комнат Павла дошло человек восемь, они требовали отречения, разгорелся спор, и в запальчивом объяснении, как пишет историк, император был  

убит. Различные источники описывают разную степень жестокости, с которой совершалось убийство. В момент смерти Павла два его старших сына находились под домашним арестом. Когда граф Пален сообщил о кровавой развязке, наследник престола «впал в обморок, затем обнаружил сильнейшее отчаяние», и лишь окрик заговорщика: «Ступайте царствовать!» — привел в себя будущего императора Александра I. В его манифесте, обнародованном 12 марта, утверждалось, что государь император Павел Петрович скончался скоропостижно в результате апоплексического удара. Участники переворота не подверглись опале и гонениям. Современники утверждают, что люди на улицах ликовали и целовались, как во время Пасхи.

Почти два десятилетия замок пустовал, а в 1819 году обрел новое название — Инженерный, так как в нем разместилось Главное инженерное училище. Упраздненный дворец, по народному выражению, «пошел под кадетов».

В царское время в помещениях замка размещалась Герольдмейстерская контора, а в советское — здесь снова обосновались инженеры — в военно-морской библиотеке, институте технической эстетики, центре научно-технической информации.

Интерьеры замка сильно пострадали и частично были утрачены, однако после того, как Михайловский замок стал филиалом Русского музея, начались реставрационные работы.

В наши дни

Каким увидим мы сегодня Михайловский замок? Подходя со стороны Мойки, восхитимся северным фасадом с открытой террасой и колоннадой из розового олонецкого мрамора, посидим на широкой лестнице, любуясь Летним садом. Пройдем вдоль скромного восточного фасада, обращенного к Фонтанке, и окажемся перед въездом в парадный двор. Перед ним расположена первая конная статуя в России — памятник Петру Первому, «забракованный» дочерью Петра Елизаветой, долгое время находившийся в амбарах Литейного двора и установленный при въезде в замок по приказу Павла I в 1800 году. Надпись на постаменте гласит: «Прадеду правнук». Полюбуемся главным южным фасадом, напоминающим колоннаду Лувра в Париже. Фронтон украшен барельефом «История заносит на свои скрижали славу России» работы скульптора П. Стаджи. Во дворе мы увидим двуглавого орла — это фрагмент памятника Павлу, установленного в 2003 году к 300-летию Петербурга. Крылья орла служат подлокотниками для императорского трона. Скульптурный портрет Павла I с его характерным курносым профилем привлекает любителей фотосъемки. Если вы захотите посетить и внутренние помещения замка, то присоединяйтесь к экскурсии — вам покажут не только уже отреставрированные залы, но и те, которые еще реставрируются, — церковь, покои императрицы, вы пройдете путем заговорщиков и зайдете в помещение, в котором был убит Павел Петрович, осмотрите его будуар и увидите, каким был замок, когда в нем находились коммуналки.

В замке размещен филиал Государственного Русского музея, открыты портретная галерея и обновленный открытый фонд скульптуры. В новом помещении представлено 134 работы конца XIX — начала XX столетия. Экспозиция оснащена информационной компьютерной программой, содержащей необходимые сведения о скульпторах и об исторических лицах, запечатленных в портретах. В экспозицию временной выставки, открывающейся в июле, войдет около 48 живописных и скульптурных произведений, в числе авторов которых — ведущие мастера русского искусства второй половины XIX — начала ХХ века.

Автор: Ирина Богоявленская

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии: