На Лофотенах

No Comment

 

Пересекая полярный круг на пути в Северную Норвегию, вы оказываетесь в Стране полуночного солнца. Солнце сопровождает вас 24 часа в сутки, и если зайти в приложение «Погода» на iPhone, то вы увидите, что время заката и восхода одинаково — 00:00.

Европейский маршрут 

Уже в самом начале путешествия ко мне пришла уверенность, что я не ошибся с выбором направления: поездка на Лофотены — самый популярный европейский маршрут этим летом. Большинство моих попутчиков — швейцарцев, немцев, французов и, конечно же, норвежцев — следовали по классическому «северному маршруту»: от Тронхейма ехали до Нарвика, далее через Лофотены на Вестеролен с конечным пунктом в Тромсё. Существует и более «продвинутый» вариант: двигаться далее на север вплоть до Нордкапа, самой северной точки Европы. А теперь представьте, что многие из моих собеседников, проявив завидный характер, проезжают этот маршрут на велосипедах, а самые отчаянные отваживаются отправиться в поход на каяках, что по времени занимает около трех месяцев. Чем же привлекают европейцев Лофотены и вообще Северная Норвегия? Поговорив с людьми, я резюмировал их ожидания: возможности для занятий хайкингом и скалолазанием, велосипедные путешествия, глубоководная рыбалка, сафари на «экзотических» северных животных, белые ночи и, конечно, уникальная природа Северной Норвегии.

В программе моей поездки значится Drive to Lofoten, и в этих словах заложен глубокий смысл. Это именно драйв, и я пожалел, что я не на одном из тех автомобилей, которые мы в редакции берем на тест-драйвы. Если будете арендовать автомобиль в Норвегии, берите максимально мощный и спортивный вариант, лучше всего кабриолет, чтобы получить максимальное удовольствие от путешествия. Дорога на Лофотены была проложена всего несколько лет назад, и какая это дорога! На горизонте вырастают снежные вершины, полярная тундра за перевалом сменяется густым лесом, крутым серпантином трасса спускается к фьордам, и через десятки туннелей и эстакад на высоченных бетонных опорах несет тебя все дальше и дальше на север!

В мире животных

Первая моя остановка в получасе от Нарвика в «Полярном зоопарке» — самом северном зоопарке в мире, который зоопарком-то назвать сложно, это, скорее, заповедник: большие сектора огорожены сеткой, и животные живут в своей естественной среде, заводят потомство, «устраивают разборки» — в общем, живут полноценной звериной жизнью, разница лишь в том, что большую часть пищи хищники получают от людей, что не мешает им охотиться на мелких грызунов и птиц. Такие условия содержания приводят к тому, что увидеть животных не так-то просто (все рыси сидят по норам), однако ежедневно около часа дня для гостей начинается необычная экскурсия: гид, передвигаясь на небольшом четырехколесном вездеходе, нагруженном свежим мясом, объезжает территорию, кормит животных и подробно рассказывает об их происхождении, повадках и предпочтениях. Во время кормления животные подходят к вам близко-близко, но нужно быть осторожными — несколько беспечных туристов уже оставили свои пальцы по ту сторону сетки. Кстати, от гида я узнал, что медведь может запросто съесть до 80 килограммов лесных ягод в сутки. Интересно, как же он их собирает?

Экскурсия по зоопарку окончена, и с небольшой остановкой в Эвенесе я продвигаюсь к Свольверу — столице Лофотен. Свольвер производит на меня приятное впечатление: несмотря на скромные размеры, городок с населением всего 5000 человек является популярным портом для захода круизных судов — их более 100 ежегодно, почти столько же, сколько в городе на Неве. Удобно остановиться в Свольвере на два-три дня, чтобы отсюда исследовать Лофотенские острова. Начать можно уже из отеля: в моем номере в Thon Hotels на столе лежит дежурный бинокль, и вечером я во всех подробностях наблюдаю за швартовкой парома Hurtigruten.

С самого утра меня терзают сомнения насчет формы одежды: на 11 часов намечена экскурсия в Тролльфьорд на скоростной RIB-лодке, а погода отнюдь не «летная». Однако проблема решается сама собой: каждому выдается специальный утепленный костюм, перчатки и горнолыжные очки — все это делает путешествие на лодке со скоростью 70 км/ч комфортным в любую погоду. Дождь мешает работе с камерой, но мне все же удается отснять несколько серий с морскими орланами: наш гид приманил их свежей рыбой — большие птицы подлетели прямо к лодке, получив свой «обед по расписанию». Наша маневренная лодка проходит на большой скорости слалом между небольшими островами и заходит в Тролльфьорд — очень живописный залив с девственной природой, получивший свое имя в честь известных мифологических персонажей. В нашу лодку подсаживается один из местных гидов: он провел всю ночь на фьорде и во всех красках рассказывает нам, как с одной из вершин сошла снежная лавина.

От Свольвера до знаменитого Музея викингов «Лофотр» в деревушке Борг больше полутора часов езды. История появления музея — яркий пример того, как случайная находка порой оборачивается большим открытием. Обрабатывая поле, местный крестьянин опустил ковш своего трактора на несколько сантиметров ниже, чем полагается, и наткнулся на то, что впоследствии ученые классифицировали как самый большой из когда-либо найденных домов викингов. Экспозиция музея начинается с экскурса в историю, рассказывающую о викинге и его семье, реально существовавших людях, которые жили здесь и вели хозяйство. На месте находки был полностью воссоздан дом вождя, каким он мог выглядеть 1000 лет назад не только снаружи, но и внутри. Несколько профессиональных гидов — молодых преподавателей европейских вузов с историческим бэкграундом, владеющих различными ремеслами, — расскажут вам обо всем, что известно о временах викингов. Все сделанное их руками, будь то лук со стрелами, кожаная обувь или украшение, в точности повторяет то, что использовалось в этом доме 1000 лет назад. К большому сожалению, мне не удалось поприсутствовать на праздничном ужине викингов — его устраивают ежедневно для пассажиров паромов Hurtigruten.

По национальной туристической дороге Andøya я двигаюсь дальше в направлении Анденеса, городка, где находится база ВВС Североатлантического альянса и где можно принять участие в необычном мероприятии — сафари на кашалотов. В погоне за добычей — гигантскими кальмарами — эти животные могут нырять на глубину более километра. Получив массу информации о кашалотах в учебном центре, вы выходите в море на их поиски, которые в 90 процентах случаев оказываются удачными, в противном случае вам возвращают деньги. Если погода не позволяет выйти в море, в паре километров от города можно посетить космический центр Andøya, откуда производятся запуски небольших ракет. Здесь же вы можете получить совершенно уникальный опыт, отправившись в виртуальное космическое путешествие на восьмиместном корабле-симуляторе «Аврора». Это не просто развлечение для детей, а реальный экспириенс: вы проходите брифинг перед полетом, распределяете обязанности (я отвечал за коммуникации внутри корабля и связь с Землей), надеваете скафандры и во время полета узнаете, что происходит с космическим кораблем, когда вы попадаете в магнитную бурю, что при этом чувствует космонавт и каковы его шансы что-то исправить — на самом деле уникальный «аттракцион» для тех, кто интересуется космосом.

Двухчасовая переправа на остров Сенья из Анденеса стала для меня настоящим испытанием: выехав с парома, я почувствовал невероятное облегчение и поблагодарил Бога за то, что все закончилось благополучно. Не успев окончательно прийти в себя, уже через 10 минут я был на современном курорте Hamn i Senja, построенном в небольшой бухте на месте бывшей рыбацкой деревушки. Это был именно тот случай, когда влюбляешься в место с первого взгляда. Впоследствии я сделал для себя вывод, что, приехав сюда на неделю, можно одновременно полноценно отдохнуть и получить полное представление о Северной Норвегии, не покидая этого чудесного острова. Конечно, здесь нет музея викингов и других достопримечательностей, зато есть отличная рыбалка, хайкинг и каякинг с самыми лучшими гидами в Северной Норвегии и шикарные условия для проживания. Каждый год в январе сюда приплывают киты, и их можно увидеть прямо с берега. В прошлом году здесь несколько дней гостила огромная яхта Билла Гейтса, и королева Норвегии специально приехала на остров, чтобы, вероятно, встретиться с ним. Быть может, они вместе позавтракали, а затем, так же как и я, сели на каяки, отправились на небольшую экскурсию по архипелагу и сделали остановку на одном из небольших островов с белоснежным пляжем, какие встречаются лишь на Карибах и Индийском океане. На остров можно прилететь и на вертолете, как в большинстве своем делали украинские бизнесмены до донбасского кризиса. После того, как они их визиты прекратились, здесь стало еще тише — эта особенная тишина и приятная усталость после 12-километрой экскурсии на каяках стоят недешево, но они действительно того стоят.

Арктический плацдарм

Все меняется, когда вы приезжаете в Тромсё: из природного заповедника вы попадаете в современный город c яркой ночной жизнью, отличными музеями и всемирно известным университетом. Кроме того, в Тромсё полно гостей: летом — благодаря полуночному солнцу и круизному сезону, зимой — благодаря моде на охоту за северным сиянием; местные гиды точно знают место и время сияния и за 900 норвежских крон с человека гарантируют вам шоу.

Исторически Тромсё являлся «базовым лагерем» для научно-исследовательских экспедиций и промысловых отрядов, отправляющихся на Северный полюс, Шпицберген и Свальбард. Их историю мы узнаем, посетив промысловое судно MS Polstjerna, сохранившееся в первозданном виде до наших дней. Совершив с момента постройки в 1949 году 33 рейса, команда добыла в общей сложности более 100 000 шкур тюленей, в среднем около 3000 за рейс! Сегодня MS Polstjerna — интересный музей, рассказывающий о нелегкой жизни охотников, способах охоты на арктических животных, арктических экспедициях и суровом быте народов, живущих на Крайнем Севере.

Если охота в Арктике еще полвека назад была главным занятием для жителей Тромсё, то в наши дни ситуация развернулась на 180 градусов и на первый план вышли охрана арктической природы и климатические исследования. Серьезно задуматься о глобальном потеплении приходится каждому, посетившему музей «Полярия». Здесь вы узнаете все о современных научных исследованиях, проводимых в арктических льдах, но основное действие происходит в аквариумах: главное, что требуется от вас, — это внимание к деталям. Поначалу кажется, что ничего не происходит: перед вами пустой аквариум с морскими звездами, однако спустя некоторое время вы замечаете креветок, небольших рыб и моллюсков, и все это движется, дышит, ест — в общем, живет своей, на первый взгляд незаметной, жизнью. В бассейне Polaria вас встретят огромные дрессированные тюлени, а в кинотеатре можно посмотреть несколько отличных фильмов о природе северного сияния. Кстати, здесь же, в «Полярии», вы найдете классный бутик с отличными сувенирами ручной работы и дизайнерской одеждой из меха. Если и покупать сувениры, то именно в таких местах…

Тромсё — достаточно колоритное местечко, и вы не пожалеете, проведя здесь пару дней, особенно если они придутся на выходные, когда город «проявляет себя во всей красе». С наступлением вечера мы отправились на поиски «правильного места» и, «проинспектировав» ряд заведений, остановились на Perez и Circa. Ближе к полуночи «природа начала брать свое»: морские чайки вышли на охоту и, вычисляя своих жертв, прямо на лету «при свете дня» вырывали коробки с попкорном из рук зазевавшихся туристов — такое запоминается надолго! Вообще, по яркости впечатлений поездку в Северную Норвегию можно сравнить разве что с путешествием в Юго-Восточную Азию, но только тут удивительная красота северной природы сочетается с полным отсутствием навязчивого «туристического сервиса», принимающего порой уродливые формы. Здесь получаешь лишь чистые эмоции, и черные орланы, снежные вершины и фьорды снятся вам еще несколько дней после возвращения. Вместо многочасового и дорогостоящего перелета вы садитесь с друзьями в автомобиль, берете с собой любые вещи, которые только могут понадобиться, и отправляетесь в путь. Обратная дорога от Тромсё до Петербурга заняла у меня менее суток: выехав около полудня, к вечеру я был в Рованиеми, полуночное солнце не дало мне уснуть, и раннее утро застало меня в российской Сортавала, от которой было рукой подать до Петербурга.

Климат на Лофотенах

Несмотря на экстремально северную широту, благодаря Гольфстриму зимой температура редко опускается ниже нуля градусов, но при этом погода стоит очень ветреная и дождливая. Летом температура держится на уровне комфортных 15—20 градусов, что идеально для занятий активными видами спорта. Вода же прогревается до 10, редко до 16 градусов, поэтому любые купания и тем более серфинг возможны только в хорошем гидрокостюме.

Доверчивые норвежцы

Норвежцы — очень спокойные и приятные в общении люди. Вам никогда не будут «выносить мозг» с неоплаченным счетом или чем-то подобным — все проблемы решаются сами собой.

Например, если вдруг ваша кредитная карточка не проходит, норвежский продавец махнет рукой, мол, «на обратном пути завези деньги». Со мной подобное произошло дважды: на паромной переправе, когда мне разрешили заехать на паром бесплатно, и на заправочной станции, когда я заправил полный бак бензина на 850 норвежских крон.

Национальные туристические дороги

В Северной Норвегии существует несколько национальных туристических дорог — это своего рода туристические маршруты для автомобилистов. В отличие от хайвеев, это достаточно узкие дороги, как правило проходящие по самым живописным местам: вокруг такая красота, что главной задачей становится не улететь с трассы. После того как я пару раз зацепил обочину на Andøya, я сбавил скорость до 40 км/ч и делал остановки через каждые пару километров, чтобы ничего не упустить.

Автомобильная экзотика

В Норвегии, как и в других Скандинавских странах, пользуются большим спросом американские олдтаймеры: в выходные дни норвежские дороги выглядят как в старых американских фильмах — куда ни глянь, везде «кадиллаки», «шевроле» и «бьюики». Но большая часть автомобилей на дорогах — это автодома. Складывается впечатление, что Норвегия — самое популярное направление для кемперов.

Редакция благодарит Совет по туризму Норвегии Visit Norway за содействие в подготовке материала.

Автор: Родион Меркурьев

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии: