В окрестностях Таллина. Остров Найсаар

No Comment

До острова Найссаар нам пришлось добираться на частном катере, так как на рейсовый паром Monica мы опоздали. Остров нам показался тихим и безлюдным, и позже выяснилось почему: здесь постоянно живут только две семьи. Зато проложено более 40 км железнодорожных путей…

Остров Найссаар впервые упоминается в письменном источнике XI века бременским монахом Адамом под названием Terra Feminarum, что в переводе с латыни означает «женский остров». Испокон веков Найссаар был заселен большой коммуной эстонских шведов и южных финнов. В 1710 году его выкупил Петр I за 660 тыс. золотых рублей, чтобы основать здесь «защитную линию» — военную базу, так как прекрасно понимал стратегически важное расположение острова. Найссаар и финский полуостров Порккала создавали морской «замóк» при подходе к Кронштадту и Петербургу. Первая военная постройка была спланирована и заложена еще при жизни Петра — это оплот на валу, имеющий форму звезды и оснащенный куртинами, валами и канавами. С тех времен и началась совсем «не женская» история Найссаара.

Вместе с нашим экскурсоводом мы отправились разведывать местность. Наша первая остановка — огромное фортификационное сооружение постройки времен Первой мировой войны с системой подземных ходов — единственная сохранившаяся крепость из нескольких некогда построенных на острове. Несмотря на жаркий день, внутри бастиона царят холод и кромешная тьма. Комнаты, складские помещения, столовые и казармы — все это мы освещали фонарями. В здании — длинный коридор, заполненный водой, по нему снаряды со складов доставлялись к пушке. Крепость прекрасно сохранилась. Секрет долговечности стен постройки заключался в добавлении яичного белка в цементный раствор.

IMG_5204
Бетонный блок командного поста и электростанции. Максимальная высота КП составляет 15 метров над землей

Выйдя из здания, мы направились к едва сохранившейся огневой точке, расположенной поблизости. Пушки, подобные этой, когда-то защищали подступы к границам Российской империи. Диаметр 200-тонной конструкции составлял около 10 метров, а дальность стрельбы — 27 километров. Внутренний диаметр ствола орудия увеличивался с каждым последующим выстрелом и после семи выстрелов подлежал замене. Стоимость такой установки (а их на острове было восемь) примерно равнялась стоимости постройки театра «Эстония». Из орудий проводились учебные стрельбы, но ни одно из них не участвовало в боевых действиях. Отъезжая от крепости, мы видели огромные глыбы бетона — это остатки других крепостей, разрушенные армией, чтобы те не достались немцам.

Помимо крепостей, на острове много вспомогательных сооружений: есть пожарная станция, склады, еще несколько защитных сооружений и даже офицерское казино. Здесь можно провести несколько дней в поисках и исследованиях артиллерийских дзотов, ракетной базы, бронированных башен и минных складов площадью около 20 гектаров.

IMG_5187
Большие красочные указатели не позволят гостям острова заблудиться

Далее наш путь лежал в северную часть острова, на минный завод, построенный в 1955 году. С того времени и по 1992 год сюда не ступала нога ни одного гражданского. Посреди нетронутого леса — платформы с оставленными на волю непогодам подводными минами, которые 20 лет назад были приготовлены к погрузке на поезд. Они как будто до сих пор ожидают железнодорожный состав. Несмотря на нынешнее бессилие, эти ржавые отголоски холодной войны внушают ужас. Сейчас сложно представить, что всего четверть века назад этот механизм производства, отладки и отправки смертельно го груза работал как часы и охранялся озверевшими от голода собаками. На Найссааре была организована беспрецедентная система безопасности. Взрыв боеприпасов, хранившихся на острове, был бы сравним со взрывом атомной бомбы. Если бы такое случилось, Таллин был бы полностью уничтожен, а взрывной волной выбило бы стекла в окнах домов столицы Финляндии.

IMG_5343
В советские времена здесь был местный, найссаарский, клуб

Для ознакомления с природными и культурными достопримечательностями на острове размечены три туристских маршрута: военная тропа длиной 10 км, средняя тропа — 11 км и южная тропа — 13 км. Здесь можно взять напрокат багги или велосипед, а также заказать экскурсию на раритетном автобусе советских времен.

Охрана природы острова

Рубка леса на территории острова Найссаар была запрещена указом датского короля Эрика VI Менведа. Это был первый закон об охране природы в мире. С 1944 года остров оставался закрыт для гражданского населения, и в результате тут образовался настоящий природный рай: здесь находятся редкие виды животных и растений, которые нельзя встретить ни в одном другом месте.

В девять утра рейсовый паром отошел от причала, и через час мы уже стояли на земле под названием Прангли. Несмотря на свое соседство, Найссаар и Прангли совершенно разные. Если Найссаар — остров войны, то Прангли — остров мира для семейного отдыха, неспешных прогулок и рыбной ловли. Живописные песчаные пляжи вдоль всей береговой линии настраивают на особый лад. Здесь хочется расслабиться, закутаться в плед и с чашкой горячего чая любоваться вечерними закатами. Эстонцы приезжают сюда отдохнуть на выходные, туристы — посмотреть на красоту нетронутой природы и самобытную жизнь островитян. На Прангли есть музей, церковь, в которой раз в месяц проводится служба, пожарная станция и местная школа, где учатся восемь школьников и работают четыре учителя. Никаких представителей правоохранительных органов на острове нет, и если что-то происходит, сюда в течение получаса прилетает полицейский вертолет.

Как добраться?

Как добраться

Паром Monica до острова Найссаар отходит от порта Lennusadam в Каламая два раза в день: в 11:00 и 18:00. Стоимость туда-обратно — €25. Посмотреть расписание и забронировать билеты можно на сайте www.monica.ee.

 

 

 

 

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии: