Мраморный дворец. 

No Comment

«Розовый мрамор стен сияет вечной неизменной красотой, для которой нет ни слов поэта, ни кисти художника», — так описывал современник Мраморный дворец — первое здание в Петербургефасады которого облицованы естественным камнем- светлым  гранитом у основания, выше бледно-розовым. Второй и третий этажи украшены пилястрами коринфского ордена из розового тивидийского мрамора, 86 ваз из светлого ревельского мрамора украшают аттик главного входа. Дворец органично вписан  окружающий ландшафт –  розовые закаты над серыми  водами Невы, пастельные горизонты набережных.

View of Marble Palace in St.Petersburg, Russia. View of Marble Palace in St.Petersburg, Russia.

В Европе  середины 18 века натуральный камень широко применялся для  украшения фасадов и интерьеров зданий ,  эта мода дошла и до России — итальянский архитектор Антонио Ринальди при строительстве дворца использовал 36 сортов мрамора. Один из красивейших в мире  интерьеров — Мраморный зал, стены которого облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором и прибайкальским лазуритом. Парадная лестница  из мрамора серо-серебристых оттенков, её ступени — из тёмно-зелёного карельского известняка. Скульптурное убранство лестницы выполнено Федотом Шубиным: в нишах размещены мраморные скульптуры: «Ночь», «Утро», «День», «Вечер». Эти интерьеры мало изменились со времен правления Екатерины Великой, которая преподнесла Мраморный дворец в дар своему фавориту и сподвижнику Григорию Орлову – отсюда и Орловский зал, и  многочисленные орлы в качестве деталей внутреннего убранства.

История дворца

Дворец строился 17 лет с 1768 по 1785 годы, Григорий  Орлов не дожил до окончания строительства. Екатерина выкупила здание  у наследников  графа за 1,5 миллиона рублей серебром, и  в 1796 году пожаловала его своему внуку, второму сыну Павла I, великому князю Константину Павловичу по случаю его бракосочетания. В этом браке не были рождены дети, и после смерти владельца в 1831 г,, император Николай I передал Мраморный дворец во владение своему второму сыну, адмиралу и одному из организаторов крестьянской реформыКонстантину Николаевичу. Здание, бывшее уже в аварийном состоянии, в 1840-х годах реставрировал и отделывал по своему проекту архитектор Александр Брюллов.  Стилями, преобладающими в интерьерах стали классицизм, готика и рококо, отражающие романтические настроения эпохи, Их элементы встретим в Белом зале, Дубовой галерее, зимнем саду. В 1888 году владельцем дворца стал сын Константина Николаевича Великий князь Константин Константинович. Специально для него были созданы несколько покоев на втором этаже – Английский кабинет, «готическая» Музыкальная гостиная и Нижняя библиотека.

Последний владелец дворца — поэт Константин Романов

Большая семья  «Константиновичей» (так называлась эта ветвь императорской фамилии) сам великий князь, его жена великая княгиня Елизавета Маврикиевна (принцесса Саксен-Веймарская)  шесть сыновей, две дочери и холостой брат великий князь Дмитрий Константинович,  жила  в Мраморном  дворце до самой революции. Образ жизни великих князей был отнюдь не праздным. Глава семьи Константин Константинович был человеком патриархальных устоев, глубоко верующим, убеждённым монархистом. При этом всей душой тянулся к наукам, искусству, литературе, много лет был  президентом Академии наук, председателем Русского музыкального общества. В полку, где  первоначально служил, ввёл в обиход литературные вечера — знаменитые « Измайловские досуги», заменившие традиционные офицерские кутежи. Будучи в течение многих лет начальником Главного управления военно-учебных заведений, он сделал многое, чтобы смягчить суровые методы казённой муштры. И всё же главным делом своей жизни Константин Константинович считал поэзию. В истории литературы он известен  как поэт Серебряного века, писавший под криптонимом  К.Р. ( Константин Романов). Многие его стихи были положены на музыку и стали популярными романсами. Он  был автором переводов Гёте, Шиллера, Шекспира. «Гамлет»  в его переводе был поставлен в Эрмитажном театре, и сам великий князь играл в нём главную роль. Как и герою этой трагедии  натуре Константина Константиновича был свойственен трагизм и разлад. Об этом свидетельствуют его дневники, опубликованные через 90 лет после смерти автора. Трагична и судьба  его детей. Все пять сыновей участвовали в Первой мировой войне. Олег, самый любимый, настоял на отправке на передовую и, необученный, неподготовленный погиб в одном из первых боёв. Гибель сына подорвала здоровье  Константина Константиновича, он умер в марте 1915 г от приступа стенокардии. Трое сыновей  Иоанн, Константин и Игорь были убиты большевиками в 1918 году под Алапаевском. Георгий умер в возрасте 35 лет после неудачной операции. Дочь Татьяна дважды была замужем, закончила жизнь в монастыре, дочь Вера никогда не вступала в брак и умерла в Нью-Йорке в 2001 году в возрасте 95 лет. Судьба улыбнулась Гавриилу – он был арестован, спасён от расстрела Максимом Горьким, уехал в Финляндию, а затем в Париж, где написал воспоминания «Жизнь в Мраморном дворце». Экспозиция, рассказывающая о жизни и творчестве Константина Романова, открыта в подлинных интерьерах кабинета и музыкальной гостиной .

Подверстки

Музей Людвига в Русском музее. 

Помимо дворцовых интерьеров у посетителей дворца есть уникальная возможность познакомиться с современным искусством. В 1994 известные немецкие собиратели Петер и Ирене Людвиг передали в дар Русскому музею коллекцию произведений художников второй половины 20 века. Этот раздел постоянной экспозиции  включает более 150 картин и отражает предпочтения коллекционера: здесь представлены два мощных «узла» его собирательской деятельности: американский поп-арт, масштаб которого Людвиг понял раньше и лучше других, и  немецкий неоэкспрессионизм — остро дискуссионный феномен в немецком искусстве. Здесь выставлены работы работы Пабло Пикассо, Йозефа Бойса, Джаспера Джонса, Энди Уорхола, Роя Лихтенштейна, Тома Вессельмана, Джорджа Сигала и др.  Экспозиция представляет и современных русских художников Ильи Кабакова, Ольги Тобрелутс, Татьяны Ахметгалиевой, Глюкли и др.

Как добраться

Мраморный дворец расположен по адресу: Миллионная ул.,5/1, станция метро «Невский проспект». Музей открыт в понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье — с 10:00 до 18:00, в четверг — с 13:00 до 21:00, вторник — выходной день. По предварительной записи возможно посещение мемориального музея Константина Романова. Стоимость экскурсии — 350 рублей Семейный билет — 500 рублей.

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии: