Гётеборг. Город инноваций

No Comment

Путешествуя на автомобиле из Стокгольма в Копенгаген, вы наверняка захотите сделать остановку. Сделайте ее в Гётеборге — втором по величине городе Швеции. Здесь можно насыщенно провести два-три дня: посетить самый большой в Скандинавии парк развлечений «Лизеберг», музей Volvo и, конечно, совершить потрясающую водную прогулку по архипелагу.

 

 

Проследовав в центр города по маршруту, нарисованному картами Google, я удивился отсутствию автомобилей: вокруг одни трамваи, такси и велосипеды. Может, это я что-то напутал или ошибка в картах? Припарковав автомобиль, я поспешил забрать «Карту гостя» в туристическом офисе и пересесть на общественный транспорт. Оказывается, въезд в центр города платный. За посещение центра Гётеборга шведский водитель заплатит 22 кроны в час, правда, пока что это не касается автомобилей с иностранными номерами.

В Средневековье Гётеборг входил в Ганзейский союз, что повышало его экономический потенциал и способствовало процветанию торговли и промышленности. Город активно развивался, и к XVIII веку считался самой укрепленной крепостью в Скандинавии: его стены не раз противостояли атакам датчан, но Гётеборг ни разу не был взят. Со временем город стал основным промышленным центром Швеции: здесь сосредоточены крупнейшие предприятия страны — металлургические заводы группы Renova, предприятия по производству автокомпонентов и сборке автомобилей Volvo, несколько нефтеперерабатывающих заводов. Опираясь на промышленный потенциал, современный Гётеборг ориентирован на устойчивое развитие: он является одним из лидеров по внедрению инноваций в области городского строительства с учетом интересов всех групп населения, бизнеса и гостей города. Кроме того, это культурный центр, всемирно известный своими театрами и, конечно же, рок-музыкой: Гётеборг — родина «скандинавского металла».

Центр Гётеборга не всегда был таким, каким мы его наблюдаем сейчас. До середины прошлого века берега города представляли собой нескончаемую судоверфь, но в 1970-х годах Гётеборг практически полностью утратил позиции в судостроении, проиграв в конкурентной борьбе японским и корейским производителям. Однако торговый порт и теперь продолжает функционировать и является номером один по грузообороту в Скандинавских странах. Потеряв кораблестроительный рынок, Гётеборг возместил потери, направив инвестиции в индустрию гостеприимства с главным акцентом на бизнес-туризме: выставки, конференции, семинары, корпоративные тренинги. Этот факт подтвердился на личном примере: в музее Volvo я познакомился с менеджером торговой компании из Индии, прилетевшим в Гётеборг на международную выставку кофе.

Музей Volvo

Нельзя побывать в Гётеборге и не посетить музей Volvo. Несмотря на то, что компания Volvo не была пионером в автомобилестроении (многое было заимствовано у преуспевших в этом бизнесе американцев), марка практически сразу после появления обрела уникальный и узнаваемый стиль. Однако не все шло так гладко: в день инаугурации завода произошел курьезный случай — первый экземпляр, сошедший с конвейера, был собран неправильно, и оказалось, что автомобиль может двигаться только задним ходом. Дело спасла удачная шутка директора по продажам, пауза в несколько минут позволила выиграть время для устранения неполадок, и первый Volvo наконец поехал как положено. После войны компания Volvo быстро развивалась. Особенно больших успехов достигло подразделение Volvo Penta, производящее моторы для катеров и яхт, грузовики и автобусы. Кстати, большинство рейсовых автобусов в Гётеборге производства Volvo — гибридные, двигатель которых автоматически заглушается на остановке и заводится лишь через какое-то время после начала движения. Volvo также считается лидером в области безопасности. Чтобы в будущем свести к минимуму пресловутый человеческий фактор, Volvo разрабатывает машины с автопилотом. Несколько автомобилей модели S60 уже сейчас способны передвигаться без водителя. Пока испытания проводятся на заводском полигоне, однако в 2017 году тестовые автомобили готовятся выехать на улицы Гётеборга.

«Лизеберг»

«Лизеберг» не зря стоит на первом месте во всех туристических проспектах: это самый большой парк развлечений в Скандинавских странах — ежегодно его посещают три миллиона человек. Существуют как различные абонементы, так и разовые билеты, действующие на все аттракционы. Мне оказалось достаточно лишь одного из них — американских горок Helix. Как позднее выяснилось, не с того стоило начинать: Helix — самый современный и «жесткий» аттракцион из всех, что есть в парке. На самом деле в «Лизеберге» есть развлечения на любой вкус: очень приятные и спокойные семейные аттракционы, масса развлекательных призовых тиров, скейт-парк, площадки для живых выступлений и, конечно, кафе и рестораны, рассчитанные на любой бюджет. Парк открыт ежедневно до 10 часов вечера.

Наследие холодной войны

Подземный бункер для базирующегося на аэродроме Гётеборга 9-го авиакрыла королевских ВВС начали строить в 1950 году. Стальные ворота толщиной 70 см, отделяющие бункер от внешнего мира, были способны выдержать ударную волну от ядерного взрыва, защитив несколько десятков боевых самолетов. Объект был торжественно открыт в 1955 году королем Густавом VI Адольфом и, прослужив верой и правдой 50 лет, был рассекречен в начале двухтысячных и постепенно переоборудован в музейный комплекс Aeroseum.

Aeroseum — настоящий семейный музей. Здесь можно все близко рассмотреть и потрогать: дети могут даже посидеть в кабине пилота. Это, скорее, не музей, а полноценный культурный центр для любителей авиации. Добраться из центра города до музея можно за 20 минут на автобусе № 35.

Многонациональный и мультикультурный Гётеборг заряжает своим динамизмом и воспринимается более современным и прогрессивным в сравнении с королевским Стокгольмом. Приезжайте в Гётеборг на пару дней, лучше всего — на выходные.

Подверстки

Туристическая карта Гётеборга

В отношении «Карты гостя» власти в Гётеборге пошли значительно дальше других: карта дает право не только прохода в музеи, но также бесплатной парковки автомобиля, скидок в десятках магазинов в популярных торговых центрах и даже 50%-ную скидку на паромы, отправляющиеся в Данию.

Транспорт в Гётеборге

Транспортное сообщение в городе организовано безупречно: существует обширная сеть трамваев и велопрокатов (первые 30 минут пользования велосипедом — бесплатно). Очень удобно пользоваться водным автобусом — он ходит по расписанию: рейсы отправляются каждый час с 6 утра до 11 вечера.

Истребители SAAB

Вызывает уважение тот факт, что все истребители, стоящие на вооружении шведских королевских ВВС, а также боеприпасы к ним производились и производятся по сей день известной компанией SAAB, а реактивные двигатели к ним — на заводах Volvo. Новейший истребитель SAAB JAS 39 Gripen благодаря своей невысокой стоимости и низким операционным издержкам успешно конкурирует на международном рынке вооружений.

Автор: Александр Богоявленский

Опубликовать в Facebook
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal

Комментарии: